13 мая 2017 г. в нашем Университете прошла конференция «100 лет русской революции: нравственные уроки». Это мероприятие проводилось в рамках XVIII Новосибирских Кирилло-Мефодиевских чтений, участие в которых для нашего вуза стало уже традиционным.
Конференция была подготовлена совместными усилиями центра теологических исследований, вечерним отделением катехизаторского факультета Новосибирского Свято-Макарьевского православного богословского института и кафедрой философии, истории и права СГУВТ. Послушать доклады пришли студенты СГУВТ и НСМПБИ, были и гости.
С приветственным словом к слушателям обратился первый проректор НСМПБИ протоиерей Александр Матрук. Он напомнил слушателям о необходимости извлечения уроков из событий нашей истории, в том числе и тех, которые произошли сто лет назад. Трагические события того времени были обусловлены тем, что революция 1917 г. свергла не только самодержавие, но и сделала попытку изменить духовно-ценностные ориентиры народа, его нравственность. Понимание своей истории, ее духовных основ позволит уменьшить риски новых цивилизационных трагедий. Участникам конференции он пожелал бодрости духа и плодотворной работы.
Вел конференцию заведующий кафедрой миссиологии Новосибирской православной духовной семинарии иеромонах Платон (Флах).
Первый докладчик Печин Ю.В., доцент НГАУ (доклад «Прощение в христианстве») затронул различные стороны феномена прощения: историческую, экзистенциальную, сотериологическую.
Следующий доклад «Феномен исторической энантиосемии церковнославянизмов как отражение ценностной переориентации личности: лингвокультурологический аспект» был прочитан ст. преподавателем НГАУ Непраш О.В.. Язык – это зеркало того, что происходит внутри человека, общества, истории. Те подмены, которые возникли на рубеже XIX-XX веков, нашли отражение в языке, когда церковные славянизмы стали употребляться в другом значении. Эта способность слова совмещать противоположные смыслы в языкознании носит название энантиосемии. Яркими примерами таких изменений являются слова – прелесть, наказание, лихой, буйный и др.
Гончаренко И.С., студентка НСМПБИ, в докладе «Нравственные проблемы в романе Л.Н. Толстого “Анна Каренина”» обратилась к теме семейных ценностей и их разрушения.
Доцент НГАУ Колесникова А.В. в своем докладе «Псевдоонтология и живое чувство» попыталась ответить на вопрос о причинах произошедших в России в начале XX века революций, проанализировав для этого те духовные процессы, которые происходили на рубеже XIX-XX веков. Разнородные течения этого времени от символистов до радикальных революционеров объединяло стремление построения новой действительности, прельщение собственными идеями (псевдоонтология). В настоящий момент также просматриваются сходные явления в нашей жизни. Псевдоонтология, претендующая на создание подлинной реальности, в действительности творит мертвые формы. Этому противостоит «живое чувство», вырастающее из православной духовности.
Студентка НСМПБИ Кутишенко О.Г. (доклад «Сергей Рачинский – народный учитель») рассказала о народном просветителе Сергее Александровиче Рачинском (1836-1902), создателе уникальной школы для крестьянских детей.
Главная мысль доклада студентки НСМПБИ Кузиковой Т.Г. «Значение церковнославянского языка для русской культуры» заключается в том, что всю историю формирования русского литературного языка величественность и поэтичность языка, созданного святыми Кириллом и Мефодием, оказывало на него сильное и благотворное влияние.
Иеромонах Платон (Флах) («Понятие греха в культуре XX века») связал понятие греха с процессами в общественной жизни. По его мнению, история России в XIX-XXI веках связана с тенденцией уничтожения понятия и чувства греха в сознании народа. В предшествующие периоды понимание греховности обеспечивало трезвый взгляд на общественную и личную жизнь, было хорошим противоядием от утопических идей и «псевдоонтологий».
От нашего Университета выступила Зинченко Т.Е., доцент кафедры ФИиП. В докладе «О вере и неверии» она высказала идею, что не всякая религия основана на вере.
В целом конференция прошла плодотворно, каждый из слушателей вынес из нее «свои уроки».
В заключении хочется выразить огромную благодарность всем, кто помог организовать и провести данное мероприятие.