Версия для печати
Среда, 10 мая 2023 10:56

Студент и библиотека: форматы коммуникации и роста активности пользователей

Оцените материал
(1 Голосовать)

Действительно, фиксируется динамика роли, назначения библиотек. Если ранее библиотека в большей мере выполняла функции сохранения информационно-культурного наследия на основе сбора и научных достижений, то сегодня, говорят исследователи, назначение библиотеки – это побуждение поиска познания и раскрытия потенциала человека через взаимодействие и сотрудничество. Библиотека становится местом формирования медиакультуры пользователей на основе реализации практик творчества, отдыха, развлечений, работы, как способов коммуникации через ресурсы медиа. Меняются и сами текущие, потенциальные пользователи библиотек. Поэтому требуется знать ожидания пользовательской аудитории и структуру запроса потенциальных посетителей библиотек.

В нашем исследовании (февраль-март 2023) приняло участие 1780 респондентов учебных заведений города Новосибирск, включая и студентов нашего университета. Выборка сегментирована на студентов, которые активно взаимодействуют с библиотекой и те, которые не пользуются ее услугами.

Вполне ожидаемо, что вовлеченная аудитория обладает высокой мерой информированности об услугах, возможностях, направлениях развития библиотек. Практически все ребята ассоциируют библиотеку с местом, где можно взять во временное пользование печатные издания (90,8% от числа опрошенных), только половина пользуются услугами, связанными с предоставлением доступа к электронным библиотечным системам. Новые форматы реализации библиотечных услуг и формы коммуникации с пользователями остаются в меньшей зоне внимания наших студентов: так, более 62% не знают, что библиотека оказывает услуги по предоставлению во временное пользование интеллектуальных настольных игр, сопровождении и реализации проектных активностей (54,9%), предоставление для пользователей комфортных зон (36,7%) для работы и отдыха.

Библиотеки сегодня предоставляют целый ряд услуг с применением дистанционных цифровых технологий, и респондентам было предложено отметить, какими дистанционными услугами библиотеки они пользуются. Для вовлеченной аудитории востребованными дистанционными услугами стали доступ к электронной библиотеке ЛитРес через сервисы библиотеки (50,5%) и продление книг на абонементе через электронный сервис (38,2%).

Анализ причин, по которым молодые люди не посещают библиотеку, показал, следующий рейтинг:

  • Наличие более быстрых способов получения информации (75,8%);
  • Отсутствие потребности. Более половины ребят ответили, что «не любят читать и (или) у них нет такой потребности;
  • Предпочитают иные способы работы с литературой: работа из дома с собственными приобретёнными книгами. (48,4%).

На вопрос, что можно было бы сделать, чтобы увеличить пользовательскую активность библиотек, ребята предложили следующие варианты:

  • обновление материально-технического состояния библиотек: современный интерьер для интерактивных зон – 59,1%;
  • современное оборудование для интерактивных мероприятий – 52,4%;
  • наличие зон отдыха (релакс-зоны, чайная зона) и зон поддержания физической активности – 50,7%;
  • усиление работы по активному информированию пользователей об услугах библиотеки через разные каналы, в том числе через социальные сети – 35%;
  • развитие интересных по содержанию формы работы – 27,6%.

Таким образом, фиксируется относительно умеренная вовлеченность студенческой молодёжи в работу библиотек и требуется расширение форматов коммуникации с текущими и потенциальными пользователями.

 

Прочитано 549 раз