Версия для печати
Пятница, 28 апреля 2023 13:48

Вышло первое совместное учебное пособие СГУВТ и ГУМРФ им. С. О. Макарова

Оцените материал
(1 Голосовать)

В основу пособия легли более 50 научных трудов Бориса Никифорова - д.т.н., доцента, профессора кафедры Электродвижения и автоматики судов ГУМРФ им. С. О. Макарова. Со стороны СГУВТ поддержку коллеге из «Макаровки» оказали и выступили соавторами проректор по научной работе, д.т.н., профессор Борис Палагушкин и директор института «Морская академия», к.т.н., доцент Константин Мочалин. Первые пятьдесят экземпляров были отпечатаны в конце марта 2023 года в издательстве «водника».

Пособие «Тенденции развития электропривода для автономных морских объектов» предназначено в первую очередь для студентов и курсантов технических вузов, обучающихся по специальностям, связанным с созданием и обслуживанием морского энергетического оборудования, а также для инженерно-технических и научных работников, проектирующих и эксплуатирующих автономные морские объекты.

Современность предъявляет высокие требования к эффективности и безопасности электроэнергетических систем и установок, которые непрерывно развиваются. Постоянно совершенствуются и системы электродвижения судов: возрастают их мощности, снижается шум при работе, увеличивается срок эксплуатации, надежность и экономичность, осуществляется переход на цифровую элементарную базу в электроприводе. Это возможно благодаря научно-техническому прогрессу, в том числе, отечественным разработкам.

В настоящее время прогресс стремителен. Важно, чтобы апробированные наработки вовремя внедрялись в учебный процесс и литературу для изучения студентами, которые должны знать не только фундаментальные базовые непреложные законы науки, но и получать актуальную информацию и узнавать о новейших разработках. Данное учебное пособие построено именно таким образом: в нем рассмотрены конструкции, принцип действия, характеристики электрических машин, основы теории, их эволюция с начала создания, особенности работы электроприводов в судовых условиях с акцентом на мощные машины в системах электродвижения; при этом отобраны наиболее актуальные темы и вопросы для практического изучения, проектирования и эксплуатации; проанализирован и обобщен зарубежный опыт работы и тенденции в совершенствовании электрических машин. Кроме того, в пособии рассмотрена методология и подходы к проектированию электроэнергетических систем морских объектов с вращающимися электрическими машинами; дана оценка современного состояния развития систем электродвижения для подводных аппаратов кораблей и судов различного назначения и нефтегазовых платформ. Отмечены тенденции развития систем электродвижения и полностью электрических судов и произведено сравнение современных типов электродвигателей и генераторов в качестве компонентов этих систем.

В планах авторов апробация нового издания и получение для учебного пособия грифа Минобрнауки РФ «Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника …»

Важно, что авторами учебного пособия являются настоящие ученые и преподаватели, которые со знанием дела подходят к обучению молодых специалистов, рассматривая техническую и научную составляющие издания в контексте учебного процесса. Кроме того, Борис Никифоров и Борис Палагушкин – авторы многих запатентованных полезных моделей и изобретений, на некоторые из которых университетами были получены госзаказы. Например, профессор из «Макаровки» упростил конструкцию и технологию изготовления, а также уменьшил габариты и увеличил КПД линейного электродвигателя; изобрел автоматизированную систему контроля и диагностики аккумуляторных батарей с расширенными функциональными возможностями; разработал электроэнергетическую систему для перспективных неатомных подводных лодок, задачей которого является увеличение подводной автономности неатомных подводных лодок за счет применения в составе электроэнергетической системы литий-ионной аккумуляторной батареи (ЛИАБ) и всережимной системы электродвижения и многое другое. Проректор по научной работе из СГУВТ изобрел новый вид транспорта – трубоводный; устройство для гашения вибрации с более эффективной степенью действия по сравнению с аналогами, судно для пополнения боезапаса корабля в открытом море и т. д. В своей работе ученые опираются не только на теорию, но и практику научного сообщества, мировой опыт, актуальные разработки, в том числе в смежных областях, что позволяет им генерировать новые идеи и двигать вперед отечественную прикладную науку отрасли, выполняя запрос государства и побуждая молодежь к научному творчеству собственным примером.

 

Прочитано 558 раз

Галерея изображений