В 2014 году исполнилось 60 лет со дня проведения студентами НИИВТа Всесоюзного шлюпочного перехода по маршруту Новосибирск – Сталинград под руководством Маневского В. А., участника Великой Отечественной войны. Переходу, за которым следила вся страна, дали название «Спортивный подвиг». Рекорд, установленный студентами, принадлежит Новосибирску и Новосибирской области.
Что же это был за поход? Представьте себе: набережная Оби, парк «Городское начало», пролет старого железнодорожного моста. Именно отсюда, с территории водной станции, 60 лет назад (23 мая 1954 года) стартовал Всесоюзный шлюпочный поход по маршруту Новосибирск – Сталинград. Это было путешествие из Азии в Европу по семи рекам: Оби, Иртышу, Тоболу, Исети, Чусовой, Каме, Волге. Водный маршрут в 6400 км (из них 1800 км – против течения) предстояло пройти двенадцати студентам НИИВТа на двух морских четырехвесельных шлюпках, преодолев Уральские горы волоком. Посвящён переход 300-летию воссоединения Украины с Россией.
Путешественники из НИИВТа – народ бывалый. После шлюпочного похода 1953 года по маршруту Новосибирск – Томск у них появилась идея подготовить и выполнить более сложный и длительный переход. Очень хотелось студентам-третьекурсникам посмотреть великие стройки Родины, её природу, познакомиться с промышленными центрами страны.
В институтской библиотеке нашли проект, разработанный ещё в дореволюционные годы прогрессивными русскими инженерами, которые мечтали соединить две великие реки – Волгу и Обь. Заинтересовались трассой водного пути, по которой в будущем суда смогли бы ходить из Волги в Обь. К делу подошли очень серьезно: проект перехода, составленный из математических расчетов, включал в себя 30 тетрадных листов. Для определения продолжительности маршрута, мест стоянок, вариантов пути, скорости передвижения шлюпок при различных скоростях течения и силе ветра изучались лоцманские карты рек, собирались статьи и географические описания Сибири, Урала, Поволжья. Перед его участниками стояли следующие задачи: закрепить на практике теоретические знания, полученные в институте, популяризировать военно-спортивную работу ДОСААФ и выполнить спортивные нормы дальнего плавания по внутренним водным путям СССР. До путешествия каждый должен был выполнить три условия: закалить себя физически, воспитать в себе качество товарищества, досрочно сдать все экзамены.
Проект шлюпочного похода был успешно защищён в городском Морском клубе, в областном комитете ДОСААФ, в областном комитете ВЛКСМ. Подлинники проекта отправили в Москву, в ЦК ДОСААФ и Министерство морского и речного флота для согласования.
Неисчислимые трудности в борьбе со стихией пришлось преодолеть на пути отважным сибирским спортсменам. Двигаясь по Оби вслед отступающему на север льду, под непрерывными дождями, между громадами полутораметровых волн, разгулявшихся на необъятных просторах полноводной реки, все участники похода страшно мёрзли. Необычайные сложности испытали они и по обе стороны каменного пояса – Уральского хребта. Много часов труднейшей работы ушло на расчистку затора из брёвен, сплавляемых молем по реке Исеть. Брёвна лежали в 2-3 слоя на протяжении более одного километра сплошным монолитным полем. При преодолении водораздела сибирских и российских рек шлюпки, весом около одной тонны каждая, перенесли волоком по суше на расстояние 280 километров от р. Исеть до р. Чусовая. 700 километров сплава по горной красавице-реке Чусовой сопровождались дождями и туманами. Но студенты-сибиряки всё преодолели, выполнив задуманный переход точно в срок: за 108 суток.
Пришло время назвать имена героев нашего рассказа – участников похода: Валерий Маневский (командир отряда), Борис Сушко, Николай Краснопеев, Владилен Млиник, Михаил Малиновский, Ефим Голиков, Геннадий Тысячников, Евгений Коновалов, Генрих Терентьев, Владимир Селиванов, Юрий Рузанкин, Анатолий Мех. Они установили рекорд, которому уже 60 лет, и будут рады, если кто-нибудь его превзойдёт.
Всесоюзный шлюпочный поход 1954 года положил начало замечательной традиции студентов НИИВТ - НГАВТ совершать походы и путешествия по бескрайним просторам нашей Родины. Бежит время, в походы отправляются уже другие юноши, но всех их объединяет страсть к путешествиям, водная стихия, командный дух и желание испытать себя на прочность. Флаг академии, побывавший в шлюпочных походах с нашими студентами в Архангельске и Новороссийске, Сургуте и Ханты-Мансийске, стоит в музее и ждет, когда его подхватят крепкие руки отважных путешественников, чтобы проделать с ними трудный и счастливый путь. Пожелаем им попутного ветра!