Университет заинтересован в профильном трудоустройстве своих выпускников и реализует ряд инструментов, которые помогают ребятам найти работу по специальности и соответствующую их интересам и запросам. Кафедра экономики транспорта и финансов инициировала исследование по оценке готовности выпускников университета к поиску места работы и последующему трудоустройству. Ключевыми аспектами диагностики выступили: наличие опыта работы в целом и по специальности; сложности, возникающие при поиске работы, прохождении собеседований и испытательного периода; а также методическая помощь образовательных программ в формировании умений специалиста продвигать себя на рынке. В опросе приняли участие более 140 старшекурсников факультета управления на водном транспорте.
По результатам анализа фиксируется динамика роста числа студентов, совмещающих работу и обучение в университете. Так, практически каждый третий второкурсник имеет опыт работы в реальном секторе, а более 70% четверокурсникам удается совмещать обучение и трудовую деятельность. К моменту окончания университета более половины студентов имеют в трудовом опыте работу в 2–3 компаниях. Это может свидетельствовать о поисковом характере профессиональной реализации, а также о работе на низко квалифицированных должностях в виде подработки. Такой характер первой занятости подтверждают оценки связи работы с профессиональной специализацией: так, деятельность более 48% работающих третьекурсников, далека от будущей специализации, а на четвёртом курсе доля таких студентов снижается до 18%. Ключевыми факторами, побуждающими ребят выйти в реальной сфере названы следующие (приводятся в порядке убывания значимости): необходимость материального обеспечения; потребность наработки практического опыта; желание быстрее сделать карьеру; наличие свободного времени.
Более половины студентов при поиске работы встречались с отказами работодателей. Причем на ранних курсах частота отказов встречается реже, чем на старших. Скорее всего, поиск работы в рамках специализации, который чаще ведется на 3–4 курсах, затрудняется конкуренцией со специалистами с опытом работы по специальности; а подработка на ранних курсах – характеризуется меньшей конкуренцией. Большинство ребят, имеющих опыт работы оценивают сложность поиска работы как «средняя» (23%) и «высокая» (70%). Наличие опыта на ранних курсах лишь немного снижает меру сложности поиска и трудоустройства. При этом частыми эмоциями при поиске работы являются: беспокойство, волнение, опасение, тревога. Для снятия негативных эмоций ребята готовятся к собеседованию, используя видеоролики в сети интернет, изучая примеры резюме других ребят, а также обращаются за советом к родителям.
Данные показывают, что текущее место трудоустройства для многих не соответствуют критериям работы-мечты и после завершения обучения многие (более 70%) намерены его сменить. Ключевыми факторами работы, которая в большей мере соответствует ожиданиям выпускников, называют: работа по специальности (53%), рядом с домом (50%), в дружном коллективе (43%), с возможностью комбинировать оффлайн и онлайн форматы (38%), с гарантированным уровнем оплаты труда (30%).
Ребята ожидают содействие от университета в трудоустройстве. Более половины опрошенных хотели бы получить развернутые характеристики, описывающие их профессиональный и личностный потенциалы; большинство с удовольствием воспользовались бы базами работодателей, которые заинтересованы в трудоустройстве выпускников СГУВТ; почти 40% выдвигают запрос на специализированные мастер-классы от действующих HR-специалистов о подготовке и прохождению собеседований; практически каждый третий прошел бы специализированный онлайн курс о поиске работы, а также заинтересован в развитии навыка прохождения собеседований.
Исследование подтвердило актуальность и необходимость совершенствования действующих инструментов содействия профильной занятости наших обучающихся. Специалисты кафедры готовы выступить инициаторами и авторами разработчиками инструментов, облегчающих процесс поиска работы выпускникам университета.