Понедельник, 19 июня 2023 13:47

Как сплотить студенческую группу? Результаты исследования

Оцените материал
(1 Голосовать)

Почему в одних группах: «один за всех и все за одного», а в других: «каждый сам за себя»? Одним из факторов, влияющих на процесс формирования группы, является совпадение или несовпадение ценностных установок, которые разделяют члены студенческого коллектива. В Сибирском государственном университете водного транспорта с сентября по апрель 2022–2023 учебного года проходило исследование, нацеленное на выявление ценностей современных студентов. В нем приняли участие 90 студентов 1, 3 и 4 курсов бакалавриата.

Исследование показало:

  • наиболее важными для студентов на протяжении всего периода обучения являются ценности, связанные с выполнением совместной деятельности (помощь, поддержка, взаимовыручка, забота, «брат за брата»);
  • для первокурсников столь же сильно значимы терминальные ценности (доверие, уважение, человечность);
  • первокурсники также ценят общий юмор, взаимное подтрунивание и совместный досуг, основанный на общих интересах;
  • к старшим курсам значимость терминальных ценностей сильно снижается и более важными для студентов становятся ценности, формирующие психологический климат в группе (уважение, доверие, взаимопонимание, справедливость, дающие чувство безопасности и психологического комфорта);
  • старшекурсники больше начинают ценить личные качества одногруппников. При этом акцент немного смещается в сторону прагматизма.

По мнению исследователей, главной проблемой, встающей на пути «дружной группы», становится, так называемый «ценностный плюрализм», характерный для современного общества. Поэтому для сплочения студентам и куратору необходимо найти общие ценностные установки, одинаково важные для всей группы. Например, для первокурсников на начальном этапе формирования группы такой «точкой сборки» могут стать общий юмор, локальные мемы, совместный досуг, основанный на общих интересах. На старших курсах студенты понимают, что сохранение благоприятного психологического климата и сплоченности в группе требует усилий с их стороны. Здесь на передний план выходит ценность для них самого факта «дружной группы» и верных друзей, на которых можно положиться и готовность работать над отношениями. Желание (по этическим или прагматическим мотивам) сохранить в группе теплые отношения побуждают их учиться искать компромиссы, осознавать свои промахи и ошибки, прощать их другим, а иногда поступаться своими интересами ради интересов группы.

Таким образом, дружная группа может стать целью и результатом осознанной работы куратора и студентов группы. Примером такой работы, направленной на достижение ценностного единства, является игровой проект «Клятва группы», в котором в октябре текущего учебного года приняли участие нынешние первокурсники https://www.ssuwt.ru/events/news/prinyatie-klyatvy-gruppy-na-fuvt

Более подробные результаты исследования https://disk.yandex.ru/i/OR6hoKBUQwne0Q

 

Прочитано 2183 раз