Понедельник, 22 мая 2023 10:32

СГУВТ приступил к выполнению I этапа НИОКР по разработке систем хранения и использования водородного топлива на судах

Оцените материал
(1 Голосовать)

Выполнение НИОКР по этой теме в рамках общей программы мероприятий по данному направлению позволит создать в России принципиально новую индустрию низкоуглеродного производства, хранения и транспортировки новых видов топлива, их использование на водном транспорте и в промышленности, а также выйти на зарубежные рынки с новыми компетенциями.

Наиболее эффективным способом использования химической энергии топлива в настоящее время считается использование топливных элементов. Их коэффициент полезного действия уже сегодня достигает 85 %. Гибридные силовые установки также позволяют эффективно использовать топливо, уменьшая углеродный след от транспортной энергетики. Применение новых энергоносителей (в том числе водорода) на морском и речном флоте позволит снизить негативное воздействие на окружающую среду и расширит использование возобновляемых источников энергии с низким углеродным следом, а также позволит нивелировать технологическое отставание России в области технологий в сфере транспортной энергетики, в том числе технологий использования возобновляемых и других низкоуглеродных источников энергии, цифровых и интеллектуальных технологий.

Работа над проектом разбита три этапа. 1 этап включает сбор, анализ и обзор информации по теме, разработку и создание рабочего макета нового топливного элемента. 2 этап предполагает конструкторские работы по созданию основных узлов нового топливного элемента с учетом результатов проведенных испытаний рабочего макета; изготовление, монтаж и испытание опытного образца нового топливного элемента. На 3 этапе ученые СГУВТ проведут необходимые корректировки, составят рекомендации к разработке системы применительно к судовым условиям эксплуатации, а также составят программу внедрения разработки в промышленное производство. После промышленного внедрения топливные элементы можно будет применять на судах морского и речного флота в качестве главных и вспомогательных судовых энергетических установок, а результаты НИОКР внедрять в учебный процесс по направлению «Судовые энергетические установки и их элементы (главные и вспомогательные)» в вузах, подведомственных Росморречфлоту.

Эффективным в работе становится сотрудничество по данным вопросам между научными сообществами и институтами. На данный момент времени СГУВТ уже заключил соглашение о сотрудничестве с «Федеральным исследовательским центром «Институт катализа им. Г. К. Борескова Сибирского отделения Российской академии наук» с целью реализации совместной работы, направленной на укрепление технологического суверенитета Российской Федерации, в которую включена деятельность по разработке компонентов энергоустановок на основе протонообменных мембранных топливных элементов и твердооксидных топливных элементов; разработка инфраструктуры для хранения и использования водорода в качестве топлива; внедрение полученных результатов в области водородных технологий для использования на водном транспорте; обмен информацией и накопленным опытом и т.д.

А в начале мая 2023 года с этой же целью делегация СГУВТ посетила Институт теплофизики им. С. С. Кутателадзе Сибирского отделения Российской академии наук. За столом переговоров обсуждались форматы научного сотрудничества в сфере водородной энергетики и защиты окружающей среды на транспорте, были обозначены интересующие направления для совместной работы и организованы встречи с сотрудниками научных лабораторий института. Подписание соглашения о сотрудничестве запланировано на последние числа августа текущего года в ходе работы X Международного форума технического развития в Новосибирске «Технопром-2023».

Вопросы разработки водородного топлива, его хранения, а также экологической составляющей отработки топлива весьма актуальны на сегодняшний день, ими занимаются ученые по всей России с учетом специфики разных отраслей в соответствии с рядом документов: Указом Президента РФ «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации»; Концепцией развития водородной энергетики в РФ; Энергетической стратегией РФ на период до 2035 года, Планом мероприятий «Развитие водородной энергетики в Российской Федерации до 2024 года» и др. Данные технологии применимы на морском, речном и военно-морском флотах, а также автомобильном, железнодорожном, авиационном транспортах и в космической отрасли. Целью выполняемой НИОКР учеными СГУВТ является внедрение новых энергоэффективных систем и экологичных видов топлива на водном транспорте, развитие отечественных технологических компетенций в области водородной энергетики на водном транспорте с обеспечением импортозамещения и дальнейшим переходом к экспорту технологий и промышленной продукции на зарубежные рынки и, конечно, дальнейшее внедрение полученных результатов в учебный процесс для подготовки высококлассных специалистов для отрасли.

 

Прочитано 650 раз