В декабре 2023 года от Сибирского государственного университета водного транспорта для участия в конкурсах «Молодые ученые транспортной отрасли» и «Лучший студенческий реферат» было направлено три работы, каждая из которых заняла в своей номинации почетное место победителя или призера.
В конкурсе «Лучший студенческий реферат» победителем в номинации «Взаимодействие видов транспорта в транспортной системе» стала Таисия Зевертнева с работой на тему «Цифровизация в создании единой системы «Река Сибири – Севморпуть»».
Студентка в своем реферате раскрыла важнейший аспект развития Северного морского пути, как полигона отработки цифровой технологии создания высокотехнологичных комплексных проектов, способствующей разработке и совершенствованию комплексной транспортно-логистической системы для осуществления международных транзитных морских грузоперевозок, а также строительству коммерческого флота и транспортно-логистических узлов. Под руководством кандидата технических наук, доцента Сергея Масленникова участница смогла в работе рассмотреть тему цифровой трансформации на транспорте с разных точек зрения и затронуть ключевые вопросы: например, получение спутниковых данных или проблему работы с большим объемом данных и их хранения. По мнению конкурсантки, в силу внедрения в ближайшем будущем инновационных бизнес-моделей, цифровых платформ и сервисов, транспортная логистика будет представлять собой глобальную интеллектуальную систему, где информация станет определяющим звеном.
В конкурсе «Молодые ученые транспортной отрасли» победителем в номинации «Навигационное, картографическое, геоинформационное обеспечение транспортного комплекса» стал аспирант СГУВТ Святослав Безбородов со своей разработкой однозеркального секстана.
В своей работе молодой ученый сформулировал актуальную проблему астронавигации на современном этапе — это расширение спектра используемых астронавигационных параметров в определении места судна; в качестве цели аспирант поставил создание нового технического средства, которое позволило бы расширить спектр этих параметров, а также рассмотреть комбинированные методы решения по определению места судна.
В связи с тем, что несмотря на всю компьютеризацию и цифровизацию процессов, в судовождении все же существует потребность в астронавигационных методах, как для штатных ситуаций в случае проверки работы спутниковой навигационной системы, так и для аварийной навигации в открытом море, а значит и существует необходимость в создании новых технических средств, новых методов обсерваций, новых методов обработки астронавигационных параметров для получения обсервованного места судна, методов автоматизации снятия значений астронавигационных параметров, методов автоматизации астронавигационных расчётов или даже методов автоматического непрерывного отслеживания обсервованного места судна.
Ввиду этого Святослав Безбородов и выдвинул идею о создании нового секстана, позволяющего снимать отсчет суммы высот, разности высот и разности азимутов, а также иметь контроль положения секстана относительно плоскости горизонта наблюдателя; и, кроме того, углубился в исследование нового способа определения места судна для разработки теории, необходимой как для решения поставленных задач, так и для улучшения самого понимания возможностей астронавигации.
В настоящее время прибор Святослава уже защищен патентом, а идейным вдохновителем и добрым наставником аспиранта в науке уже несколько лет является доктор технических наук, профессор Виктор Сичкарёв.
Еще один проект, представленный на конкурсе «Молодые ученые транспортной отрасли» от СГУВТ, на тему «Совершенствование системы снижения дрейфа спасательных средств» занял III место в номинации «Новые транспортные средства, технологии, материалы». Его авторами стали аспиранты Екатерина Шильникова, Владислав Синицин и Илья Розов.
Под руководством кандидата технических наук, доцента Оксаны Росляковой молодые ученые взялись за исследование гидродинамического якоря – устройства, формирующего активную гидродинамическую силу, совершающую работу против сил дрейфа спасательных средств; и в завершение своей работы пришли к выводу, что при применении изобретения плавающий объект, будь то спасательный плот, шлюпка или маломерное судно при преодолении волны в среднем остается практически на постоянном месте или наблюдается незначительный дрейф. Такой результат имеет социально-гуманитарную значимость, т. к. устройство уменьшает площадь поиска спасательных средств от места их спуска на воду, повышая эффективность поисково-спасательных операций. А в тех случаях, когда спасательные плоты автоматически всплывают с затонувшего судна и не имеют никакой возможности предотвратить дрейф, снабжение плотов гидродинамическими якорями обеспечивает плотам практически постоянное позиционирование и находящиеся в воде люди имеют возможность подплыть к плоту и воспользоваться им для спасения.
На торжественное мероприятие в Москву смогли отправиться не все победители. На сцену Большого зала Российской академии наук поднялись двое представителей СГУВТ: Владислав Синицин получил свою награду из рук вице-президента Российской академии наук Сергея Алдошина, а медаль победителя Святославу Безбородову вручил руководитель Росморречфлота Андрей Тарасенко.