Понедельник, 02 октября 2023 11:01

Результаты научной деятельности СГУВТ за летний период

Оцените материал
(1 Голосовать)

Сотрудники следуют плану государственных заданий, исследований и НИОКР, активно осуществляемых под эгидой объявленного в стране Десятилетия науки и технологий, и сейчас можно подвести некоторые итоги такого труда. В рамках выполнения государственного задания на по теме «Водородная энергетика на водном транспорте, разработка систем хранения и использования новых экологичных видов топлива» учеными СГУВТ в результате выполненного анализа альтернативных видов низкоуглеродного топлива для отрасли водного транспорта, был сделан вывод о применимости метана (СПГ), метанола и изобутанола. Выбор в пользу водородного топлива был сделан по причине возможности его использования в энергетических установках на основе топливных элементов с КПД в 1,5–2 раза выше дизельных СЭУ. Ввиду этого, в рамках тройственного соглашения учёные из ФГБОУ ВО «СГУВТ», Института катализа им. Г. К. Борескова СО РАН и Института теплофизики им. С. С. Кутателадзе СО РАН начали разработку уникальной судовой энергетической установки с протонообменной мембраной, которая сможет работать не только на сверхчистом водородном топливе, но и на водороде, полученном из углеводородного сырья или спиртов непосредственно на борту судна.

На данный момент времени уже разработан макет судовой энергетической установки на топливных элементах; ведутся работы по изготовлению специального стенда для измерения протонной проводимости полимерных мембран, который позволит в максимально сжатые сроки провести ресурсные испытания и доработку одного из основных и дорогостоящих конструктивных элементов установки – протонообменной мембраны.

В случае успешности разработки новые СЭУ дадут возможность использовать как традиционные виды углеводородного топлива, так и альтернативные виды низкоуглеродного топлива без создания дорогостоящей водородной инфраструктуры. По мнению авторов концепции, это позволит сделать большой шаг на пути внедрения водородной энергетики на водном транспорте России.

Параллельно с этой работой ученые Сибирского государственного университета водного транспорта в инициативном порядке ведут проработку научно и экономически обоснованных предложений для дальнейшей государственной поддержки и мер стимулирования развития водородной энергетики на водном транспорте. На данном этапе осуществлен сбор информации о существующих нормативно-правовых актах, регламентирующих меры поддержки развития водородной энергетики в Российской Федерации и за рубежом, проводится анализ информации по действующей нормативно-правовой базе в области водородной энергетики. Выполнение мероприятий по данному направлению позволит создать в России условия для развития принципиально новой индустрии низкоуглеродного производства, хранения и транспортировки новых видов топлива, их использования на транспорте и в промышленности, а также позволит выйти на зарубежные рынки с новыми видами продукции.

В процессе работы над технологией сверхзвукового воздушно-плазменного напыления покрытий для защиты деталей судового движительно-рулевого комплекса были проведены лабораторные испытания и сравнительный анализ покрытия, разработанного учеными ИТПМ им. С. А. Христиановича СО РАН и СГУВТ, и импортных аналогов. Результатом исследования стал твердый материал российского производства, износ которого в 40 раз ниже по сравнению с используемой в промышленности сталью 20; а стоимость его меньше, чем у карбида вольфрама. В августе подготовленные образцы гребных винтов с экспериментальным покрытием были переданы на испытания в реальных условиях навигации теплоходов по сибирским рекам Бия и Катунь на износостойкость, кавитационную стойкость, сухое трение и скольжение. Первый результат опытов будет получен уже в октябре текущего года.

Важно, что в летний период сотрудники СГУВТ наравне с выполнением государственных заказов решали и другие научные задачи, касающиеся экологии; безопасности судоходства; разработки деталей судового машиностроения; гидрологических исследований; экономики, логистики и управления на предприятиях водного транспорта; патентной деятельности и др. В научную работу университета были вовлечены студенты и аспиранты, которые, всегда принимают активное участие в этой деятельности. Об этом говорят опубликованные и подготовленные за этот период к печати статьи, соавторами которых стали молодые ученые; призовые места студентов в различных конкурсах научных проектов и ВКР; а также их непрерывная работа в научных группах над решением отраслевых задач.

Разные виды покрытия, полученные методом сверхзвукового воздушно-плазменного напыления

 

Прочитано 451 раз